Аааааа! Я помню этот мульт!!! 🤩😅 «Сунь Укун» (1965): анимационная трилогия по мотивам древнекитайского эпоса
Сунь Укун — китайский литературный персонаж: Царь Обезьян, известный по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня. Является одним из наиболее популярных образов трикстера (архетипа) в культуре Восточной Азии. До «Путешествия на Запад» уже существовало несколько вариантов истории похода в Индию монаха Сюаньцзана и его учеников, но шедевром китайской литературы считается именно роман У Чэнъэня.
Сунь Укун представляет собой каменную обезьяну, родившуюся из волшебного камня, что напоминает аналогичный эпизод рождения Бога-Митры в митраизме. Однажды окружающие его обезьяны решили узнать, откуда берет свое начало протекающий рядом с ними горный поток, и в итоге обнаружили водопад. Того, кто рискнет пройти через него и вернется невредимым, они пообещали сделать своим царем. Пойти вызвался Сунь Укун и, обнаружив за водопадом Пещеру водного занавеса, возглавил обезьян. Хотя он и жил счастливой жизнью, Сунь Укуна беспокоило то, что рано или поздно он состарится и умрет. Поэтому, по совету своих подданных, он отправился в путешествие, в поисках учителя, который научил бы его бессмертию...
От своего первого учителя, бессмертного патриарха Сюйпути (Суботи) Царь Обезьян получил имя Укун («познавший пустоту») и фамилию Сунь (такую же фамилию получили и все живущие на Горе Плодов и Цветов обезьяны). Второй учитель Укуна также дал ему монашье имя, Синчжэ, «путешественник» (кит. 行者). Так часто звали странствующих монахов.
Трилогия «Сунь Укун»
1. «Сунь Укун: Переполох в Небесных чертогах»
2. «Сунь Укун: Плоды жизни Женьшень»
3. «Сунь Укун: Царь обезьян побеждает демонов»
1. «Сунь Укун: Переполох в Небесных чертогах»
Самый известный мультфильм по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня. Классика китайской мультипликации. Создан в 1965 году, всего за год до начала «культурной революции», поэтому настоящая слава пришла к его создателям 10 лет спустя, когда «Бунт в небесных чертогах» был вывезен на международные кинофестивали и стал обладателем множества престижный кинопремий. Явное влияние советской мультипликации с одной стороны и национального театра с другой создают яркое и красочное зрелище. Именно отсюда была взята рисовка комикса. Мультфильм посвящен событиям первой части романа: с того места, как Сунь Укун отправляется к Царю-дракону Востоного моря добывать волшебный посох, и до момента, как Сунь У-кун вырывается из печи Лао-цзюня и устраивает очередной погром на Небесах.
Несмотря на то, что сюжет вырван из общего контекста, смотрится он чрезвычайно цельно. Причем изъятие из романа произведено очень характерным для китайцев образом: мультфильм кончается торжеством Сунь У-куна, разгромившего Небесный дворец и в очередной раз торжественно водрузившего над Горой Цветов и Плодов знамя с надписью «Великий Мудрец, равный Небу».
Сюжет: Легендарный герой Сунь Укун, волшебным образом родившийся из камня, живёт под водопадом на благодатной Горе Цветов и Плодов, благосклонно принимая почести от меньших братьев. Видя беспомощность обезьяньего народа в обращении с оружием, Сунь Укун демонстрирует своё боевое искусство, но меч не выдерживает его мощи и ломается прямо в руках. Озаботившись поиском достойной замены, Сунь Укун следует совету старика и отправляется к Морскому Дракону — правителю Подводного царства, требует предъявить арсенал, но не находит ничего подходящего. Чтобы посмеяться и избавиться от назойливой обезьяны, хитрый Дракон предлагает хранящийся в глубине гигантский вошебный посох Цзиньгубан, поднять который не в силах никто. Однако, Сунь Укун, поднаторевший в магии, сумел овладеть посохом, уменьшив артефакт до нужного размера и забрав его с собой, о чём обиженный Дракон доложил верховному божеству — Небесному императору — с просьбой «принять меры». Из двух возможных методов усмирения дерзкой обезьяны (кнутом или пряником) Император выбирает последний, полагая, что, получив должность при Небесном Дворе, Сунь Укун остепенится и не будет нарушать установленного порядка. Призвав героя, Император официально назначает его «конюшим начальником» и отсылает исполнять должность, поручив присмотреть за ним одному из придворных. Явившись в небесную конюшню, Сунь Укун освобождает несчастных коней от привязи и оставляет вольно пастись в облаках, чем вызывает гнев прибывшего туда с инспекцией придворного, который даёт понять, что ничтожная должность конюха никому не даёт права так распоряжаться императорскими лошадьми. Конфликт перерастает в сражение героя с придворным и его эскортом, которые терпят позорное поражение, а Сунь Укун, развалив напрощанье конюшню, возвращается на Гору Цветов и Плодов, объявляет себя царём и начинает готовиться к военному походу на Небо. На этот раз Император прислушивается к своему военному советнику и отправляет двух великих воинов — свиноголового туповатого гиганта-силача и юркого заносчивого мальчишку, молниеносно перемещающегося на огненных колёсах — проучить наглеца. Легко одолев великана и поглумившись над ним вместе с обезьянами, Сунь Укун вступает в нелёгкую схватку с юным дарованием, которое, лишившись в поединке оружия и оригинального средства передвижения, понуро убирается восвояси. Триумф победителя, давшего достойный отпор верховной власти, сопровождается гневными угрозами оскорблённого военачальника, обещающего скорое и суровое возмездие…
2. «Сунь Укун: Плоды жизни Женьшень»
Это путешествие заканчивается тем, что Сюань Цзан все-таки добирается до храма «Раскаты грома». Он узрел Будду Татагату, получил священные книги и вернулся назад к своему императору. После этого они снова возвращаются в храм «Раскаты грома». Там Будда присваивает Сюань Цзану — звание «Будды Добродетельных», Сунь Укуну — звание «Победоносного Будды», Чжу Бадзе — звание «Посланца — очистителя жертвенников», Шасену — звание «Златотелого архата». Сюань Цзан освобождает Сунь Укуна, сняв с его головы волшебный обруч. Так обрекли наши спутники истинное перерождение и удостоились высоких званий.
3. «Сунь Укун: Царь обезьян побеждает демонов»
На 500 лет боги заточили Царя обезьян под Гору пяти стихий. Спустя этот срок, Сунь выходит из заточения и богиня Гуаньинь посвящает его в монахи. Царь обезьян обещает быть верным учеником Танского монаха Сюань Цзана. Доблестными деяниями он замаливает свои проступки, убивая оборотней и всячески помогая монаху в его путешествии. Богиня Гуаньинь вручает Сюань Цзану волшебный обруч, который на голове Сунь Укуна становится своеобразным капканом. Снять его он не в силах. При малейшем непослушании наставник читает заклинание и обруч сжимается. Другой спутник Танского монаха — кабан Чжу Бадзе. Его грех невелик: в прошлой жизни, будучи богом Небесной реки, он по неосторожности выпил лишнего на пиру в Персиковом саду и, захмелев, стал заигрывать с небесной царицей Сиванму. За это Будда низвергает его на грешную землю и превращает в свиноподобное существо. Он любит поесть и поспать, глуповат и обладает небольшим даром перевоплощения. Его имя Бадзе значит «Восемь запретов». Чжу Бадзе помогает Сунь Укуну, когда тот попадает в беду. Его оружием служат волшебные девятизубые вилы. Наименьший грех совершил третий спутник Танского монаха — Шасен. Он разбил Небесную хрустальную чашу. Изгнанный на землю, он стал людоедом, но потом раскаялся. Роль его наименее значительна и малопонятна. На всем пути он ведет коня Танского монаха.
В сопровождении этих трех учеников монах Сюань Цзан пересекает почти всю Поднебесную: пустыни, горы, леса. Они проходят неведомые страны, сталкиваются со всевозможными чудищами (драконами, духами, оборотнями), попадают в заколдованные обители, оказываются в самых невероятных ситуациях...
* Трикстер — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублер культурного героя, наделенный чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.
«Путешествие на Запад»
«Путешествие на Запад» — один из четырех классических романов на китайском языке. Опубликован в 1590-е годы без указания автора. В XX веке утвердилось мнение, что написал его книжник У Чэнъэнь.
Фантастико-сатирический роман в 100 главах повествует о путешествии монаха Сюаньцзана по Шёлковому пути в Индию за буддийскими сутрами. Главным действующим лицом, однако, является не сам Сюаньцзан, играющий весьма пассивную роль, а его спутник — царь обезьян Сунь Укун. Среди других спутников Сюаньцзана — комический получеловек-полусвинья Чжу Бацзе, монах Ша Сэн и белый конь-дракон, который раньше был принцем. Структурно книга представляет собой цепь занимательных эпизодов, в которых прозрачная буддийская аллегория наслаивается на канву плутовского романа. Роман сложен в стилистическом отношении: историческая основа обрастает здесь самыми фантастическими приключениями, фольклорное повествовательное начало сочетается с авторским, народные речения — с высоким литературным слогом, проза перемежается многочисленными стихотворными вставками.
Материал подготовлен сообществом @arttraffic2